III. Выводы и предложения

  1. Российский рынок БАД за полтора десятка лет своего существования прошел большой путь и в последние годы приобретает все более и более цивилизованные очертания. От доминирования контрабандных БАД, безопасность и эффективность которых никто не гарантировал, мы приходим к рынку, который в целом можно назвать вполне контролируемым со стороны государства. Доля выявленных в 2008 году недоброкачественных БАД, а также количество нарушений при реализации БАД уменьшилось по сравнению с предыдущими годами, что свидетельствует о том, что меры государственного контроля этого рынка наконец-то начинают приносить свои плоды.

  2. Тем не менее ситуация на рынке БАД еще очень далека от благополучной. По-прежнему процветает практика реализации БАД методом дистанционной продажи и продажи через дистрибьюторов, несмотря на явное противоречие этих способов реализации БАД действующему законодательству. Причем практика реализации БАД этими способами нередко имеет очевидные признаки мошенничества: отмечаются, например, факты доведения до потребителей заведомо ложной информации о различных несуществующих клиниках и медицинских центрах, о якобы имеющемся лечебном эффекте БАД, которые представляются как высокоэффективное лекарственное средство, единственно способное помочь данному пациенту, сообщаются другие недостоверные сведения, вводящие потребителей в заблуждение.

Контролирующими органами выявляются многочисленные нарушения при производстве и реализации БАД, такие как неудовлетворительное санитарно-техническое состояние производственных и торговых помещений, производство БАД без свидетельства о государственной регистрации, отсутствие производственного контроля выпускаемой продукции, несоблюдение условий хранения БАД, несоответствие наносимой на этикетку информации требованиям, установленным законодательными актами Российской Федерации.

Остается актуальной проблема, связанная с незаконной реализацией БАД, содержащих в своем составе сильнодействующие, наркотические средства и психотропные вещества. Отмечаются многочисленные факты несоблюдения рекламного законодательства при рекламе БАД.

  1. Существующая на данный момент нормативно-правовая база, регулирующая рынок БАД, в целом достаточно полна, охватывает и достаточно четко регулирует все этапы оборота БАД: производство на отечественных предприятиях, импорт БАД иностранного производства, оптовую и розничную торговлю, рекламу БАД.

  2. Основной проблемой российского рынка БАД в настоящее время можно назвать массовое несоблюдение требований действующего законодательства субъектами рынка БАД. Объяснить это можно такими обстоятельствами, как молодость этого рынка, высокая доходность, особенно в случае реализации БАД незаконными способами, и явно недостаточный контроль и надзор со стороны государственных органов.

  3. Основные меры, которые необходимо предпринять на государственном уровне для нормализации ситуации на рынке БАД:

  • Выявление и пресечение случаев реализации БАД способами, не предусмотренными действующим законодательством, в первую очередь такими как дистанционные продажи и продажи через дистрибьюторов, является сейчас важнейшей задачей в сфере контроля рынка БАД. Особенно это важно в тех случаях, когда при таких продажах имеют место очевидные признаки мошенничества и других уголовно наказуемых деяний. Для выполнения этой задачи требуется серьезная активизация деятельности в этом направлении как подразделений Роспотребнадзора, так и правоохранительных органов.

  • Выявление и пресечение случаев производства, ввоза и реализации БАД, не прошедших государственную регистрацию.

  • Усиление контроля качества БАД, их соответствия гигиеническим нормативам и установленным требованиям по содержанию биологически активных веществ.

  • Усиление контроля соблюдения санитарных норм и правил при производстве, транспортировке, хранении и реализации БАД, проведения надлежащих лабораторных исследований каждой серии БАД при их производстве.

  • Усиление контроля соблюдения законодательства о рекламе, выявление и пресечение случаев распространения ненадлежащей рекламы БАД.

  • Усиление контроля соответствия содержания информации о продукте установленным требованиям.

  1. Сотрудникам аптечных учреждений, занимающихся розничной продажей БАД, необходимо:

  • Проводить тщательный приемочный контроль БАД, обращая особое внимание на наличие и правильное оформление документов, подтверждающих государственную регистрацию БАД и их соответствие установленным нормативам, а также на соответствие информации о БАД, нанесенной на этикетку и/или содержащейся в листке-вкладыше, установленным требованиям.

  • Соблюдать условия хранения БАД.

  • Не допускать реализацию БАД с истекшим сроком годности.